Published 21 сентября 2025 г. 12:20 by pasha
Ситуация, когда дорожники кладут асфальт под проливным дождем, нередко вызывает недоумение и даже возмущение со стороны автомобилистов и жителей. Каждый, кто сталкивался с этой картиной, хотя бы раз задавал себе вопрос: «Это вообще допустимо?». Минстрой России разъяснил, почему укладка асфальта в неблагоприятных погодных условиях возможна, и какие требования применяются в таких случаях.
Министерство ответило на запрос депутата Госдумы Владимира Плякина, который поднял вопрос о целесообразности укладки дорожного покрытия в дождь. Оказывается, полное запрещение таких работ может привести к серьезным задержкам, а иногда даже затруднить развитие инфраструктуры в регионах с капризным климатом.
Как заявили в Минстрое, укладка асфальтобетона в дождливую погоду разрешена, но только при соблюдении строгих стандартов, прописанных в ГОСТ. Эти требования направлены на то, чтобы избежать снижения качества покрытия.
В частности, асфальт нельзя укладывать на сырые или загрязненные поверхности. Нижний слой — асфальтобетонный или цементобетонный — должен быть тщательно высушен и очищен. Наличие луж категорически исключено, а толщина водяной пленки на поверхности не должна превышать одного миллиметра. Это достигается с помощью специальной техники, которая удаляет воду щетками или продувкой сжатым воздухом. Также предотвращается подача воды со смежных участков, чтобы не допустить избыточной влаги на рабочую поверхность.
В случае перерыва во время дождя подгрунтованная поверхность требует повторной подготовки перед возобновлением работ. Это включает в себя очистку от влаги и мусора, что значительно удорожает процесс. Тем не менее, соблюдение этих мер позволяет сохранить функциональность дорожного покрытия.
Заместитель главы Минстроя России Сергей Музыченко пояснил, что в некоторых ситуациях укладка асфальта в неблагоприятных условиях необходима. В первую очередь это касается обеспечения безопасности дорожного движения. Например, если дождь разрушает временное покрытие или обнажает нижние слои конструкции, работы нужно проводить срочно, иначе могут возникнуть опасные ситуации, угрожающие участникам движения.
Кроме того, в регионах со сложными климатическими условиями было бы практически невозможно выполнять строительные работы большую часть года, если запрет на укладку асфальта в дождь будет введен. Это приведет не только к увеличению сроков, но и к срыву важных инфраструктурных проектов.
На первый взгляд, укладка асфальта в дождь кажется абсурдной. Однако, если следовать нормам и технологиям, утвержденным в отрасли, это действительно позволяет решать оперативные задачи. С другой стороны, реальное выполнение подобных работ редко проходит под внимательным контролем, что порождает сомнения относительно их качества.
Остается открытым вопрос: может ли полный запрет на укладку асфальта в плохую погоду заставить строительные компании становиться более организованными и избегать ситуаций спешки? Или же это затруднит реализацию проектов, особенно в северных регионах страны, где сезон, пригодный для строительства, очень ограничен?
Как профессиональный обозреватель автомобильной тематики, я неоднократно слышал жалобы на качество дорожного покрытия, уложенного в дождь. Проблема здесь в том, что технологии порой попросту не соблюдаются. Если трудовые бригады стремятся выполнить работы «любой ценой», игнорируя регламент, это может привести к скорому разрушению дороги, появлению трещин и ям. Следовательно, дополнительных затрат на ремонт избежать не удастся.
С другой стороны, современная техника действительно позволяет проводить такие работы даже при осадках, при условии строгого соблюдения всех требований. Но для этого нужен эффективный контроль со стороны надзорных органов. Только так можно минимизировать риски и обеспечить долговечное покрытие даже в сложных условиях.
Вместе с тем, власти обязаны информировать общественность о санитарных нормах и тех требованиях, которые регулируют данные процессы. Обеспечение доверия между подрядчиками и обществом возможно только при условии прозрачности и четкого соблюдения стандартов. До тех пор, пока дождливые дорожные работы будут восприниматься как халатность, даже самые современные технологии не смогут реабилитировать эту практику в глазах граждан.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)