Published 19 сентября 2025 г. 12:20 by pasha
Идея продажи государственных автономеров с оригинальными и запоминающимися комбинациями цифр и букв уже долгое время обсуждается в России. Такие номера стали символом статуса для автовладельцев по всему миру, а в ряде стран давно введены аукционы или премиальные программы для получения подобных регистрационных знаков. Президент РФ Владимир Путин в недавней беседе с лидерами думских фракций высказал поддержку этой инициативе, что может дать новый импульс ее реализации. Но готовы ли российские водители и правовая база к такой трансформации, и как это может изменить автокультуру в стране?
Идея продажи «красивых» номеров далеко не нова. Еще в 2010 году федеральное правительство поручило министерствам разработать правила проведения аукционов, чтобы легализовать получение статусных автономеров. Проект предполагал, что владельцы автомобилей через специальную процедуру могли бы приобрести номера с уникальными комбинациями, например, с одинаковыми буквами или цифрами. Однако, несмотря на годы обсуждений, законопроект так и не был принят.
Недавние высказывания Путина подчеркивают необходимость ускорения работы в этом направлении. «Почему до сих пор решения не принимаются?» — удивился глава государства, при этом фактически поддержав идею введения подобных изменений. В свою очередь лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев отметил, что вся необходимая правовая база уже готова, и для запуска аукционов можно использовать популярный портал услуг — Госуслуги.
Представляется, что подобное решение — однозначный шаг вперед с точки зрения как экономического потенциала, так и удовлетворения потребностей современного общества. Например, во многих странах, включая США, Великобританию и Китай, продажа «именных» или статусных номеров стала прибыльным делом для государства, позволяя направлять вырученные средства на развитие инфраструктуры и социальных программ. По предварительным расчетам, в России стоимость таких номеров могла бы варьироваться от 5000 до 600 000 рублей в зависимости от их «статусности», что выглядит разумным компромиссом.
Однако вопрос остается открытым: готовы ли российские граждане к легализации и прозрачным аукционам на получение номеров? В условиях непрозрачности и риска коррупционных схем важно обеспечить максимальную открытость процесса. Автовладельцы должны быть уверены, что учесть их интересы будут не только обещания, но и четко прописанные механизмы. Например, в Великобритании все торги регулируются Департаментом транспорта, а часть средств идет на благоустройство дорог.
Кроме того, важно учитывать социальный аспект. Для многих рядовых автоводителей стоимость премиальных номеров может оказаться недоступной, а значит, нужны альтернативные способы регистрации — от скидок для определенных категорий населения до лотерейных розыгрышей более дорогих госзнаков. Введение налога на «красивые» номера тоже может вызывать вопросы: будет ли он справедливым, если учесть региональную заработную плату, особенно в удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга регионах?
В заключение стоит отметить, что легализация продажи автономеров — это не только вопрос экономики или удобства. Это изменение восприятия автовладения как части культуры. «Красивые» номера уже давно стали атрибутами статуса, а переход к их доступности через открытые аукционы может улучшить общий имидж российского автомобильного рынка. Однако государству нужно обеспечить, чтобы этот процесс не только приносил деньги, но и выстраивал новые стандарты честности и прозрачности.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)