Новые правила утилизационного сбора: как Минпромторг меняет расчет и что это значит для россиян

КУЗОВ СИБИРЬ

Новые правила утилизационного сбора: как Минпромторг меняет расчет и что это значит для россиян

Published 13 сентября 2025 г. 12:20 by pasha

Автомобильный рынок в России готовится к очередным изменениям. Минпромторг РФ представил проект постановления, который предлагает новую методику расчета утилизационного сбора. В частности, в формуле расчетов появится дополнительная привязка к мощности двигателя, а новый подход предусматривает прогрессивную шкалу в зависимости от характеристик автомобиля. Изменения затронут ввоз автомобилей и правила оплаты данного сбора, что может существенно повлиять на рынок.

Утилизационный сбор – это один из важнейших инструментов для регулирования автомобильного импорта в России, который с каждым годом приобретает всё большее значение. Документ, подготовленный Минпромторгом, был разработан в ответ на запрос российского автопрома, который выразил обеспокоенность доступностью льготных ставок для ввозимых автомобилей, особенно теми физлицами, кто использует низкие тарифы в своих интересах. Таким образом, поправка направлена на ужесточение условий импорта и повышение налогового бремени для мощных автомобилей.

Новые параметры расчета: что изменится?

Ранее утилизационный сбор рассчитывался на основе объема двигателя и года выпуска автомобиля. Однако, как заявляет Минпромторг, в последние годы спрос на автомобили с высокой мощностью при малом объеме двигателя значительно увеличился. Особенно это касается электромобилей и гибридных моделей, которые стремительно завоевывают популярность на российском рынке.

В новом проекте предлагается привязать базовую ставку сбора к типу двигателя, а мощность автомобиля будет определять коэффициент расчета по прогрессивной шкале. Таким образом, чем мощнее автомобиль, тем больше придется заплатить. Особое внимание уделят легковым транспортным средствам категории М1 – именно они попадут под действие новых правил.

Льготы: кого коснутся изменения?

Для физических лиц остаются льготы при ввозе автомобилей для личного пользования. Однако эти льготы будут действовать исключительно для машин с мощностью двигателя до 160 л.с. Как утверждают в Минпромторге, 88% автомобилей, импортируемых россиянами, соответствуют этим параметрам, поэтому большинству владельцев изменений удастся избежать.

Напомним, что на сегодняшний день физлица в России платят утилизационный сбор лишь 3400 рублей за импорт автомобиля возрастом до трех лет и 5200 рублей за более старые машины. Исключение составляют автомобили с двигателями объемом более трех литров, которые давно лишены льгот. Также введенное ранее правило не позволяет перепродавать ввезенные в страну транспортные средства в течение года с момента их ввоза.

Почему эта инициатива важна для автопрома?

Эксперты уже отмечают, что новая методика расчета сбора отвечает интересам российских производителей. Во-первых, она ограничит массовый ввоз мощных автомобилей по льготной ставке, что создаст более комфортные условия для конкуренции с импортом. Во-вторых, повышение ставок для автомобилей с высокими характеристиками должно стимулировать россиян обращать внимание на более экологичные машины, которые выпускаются отечественными заводами.

Однако у этой инициативы есть и обратная сторона: повышение стоимости ввоза мощных и премиальных автомобилей может привести к снижению их доступности для россиян. Наиболее заметно это скажется на стоимости электромобилей и гибридов, которые и так находятся в высокой ценовой категории и почти не производятся российскими автоконцернами. Таким образом, новый метод расчета утильсбора может притормозить набирающий популярность переход к "зеленым" технологиям в стране.

Что дальше?

Если постановление будет утверждено, новые правила вступят в силу уже с 1 ноября 2025 года. Для многих автолюбителей это станет вызовом, особенно если речь идет о премиальных и мощных автомобилях. При этом для большинства россиян приобретение транспортного средства мощностью до 160 л.с. останется выгодным с точки зрения налогообложения.

На фоне этих изменений российский рынок, вероятно, столкнется с корректировкой стратегии импорта, а также ростом конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Прогрессивная шкала утильсбора может повлиять как на цены, так и на выбор транспортных средств, доступных рядовому потребителю. Для автопроизводителей, как отечественных, так и зарубежных, остаётся большой вопрос: смогут ли они адаптироваться к новым условиям игры?

Автосервис кузовного ремонта "Кузов Сибирь"

Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.

+7-913-375-46-60 (Будние дни 9.00 - 19.00)