Один штраф в день: как изменится наказание за отсутствие ОСАГО

КУЗОВ СИБИРЬ

Один штраф в день: как изменится наказание за отсутствие ОСАГО

Published 10 сентября 2025 г. 12:20 by pasha

Система дорожных штрафов за управление автомобилем без обязательного страхового полиса (ОСАГО) в России вскоре может измениться. Предложенные поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) изучаются правительственной комиссией и обещают сделать процесс более справедливым для водителей. Но внедрение новых правил связано с техническими и организационными сложностями, которые откладывают их реализацию на несколько лет.

Российская Госдума рассматривает инициативу, предложенную депутатом Анатолием Аксаковым, которая должна устранить текущую ситуацию, когда водители получают несколько штрафов за отсутствие действующего ОСАГО, если проехали под подряд установленными камерами. Согласно изменениям, предлагается установить лимит: с каждого автовладельца будет взиматься только один штраф в сутки, вне зависимости от количества выявленных нарушений. Это нововведение, как утверждают эксперты, позволит избежать излишнего финансового давления на граждан, но при этом сохранит принцип ответственности.

Инициатива не случайна: сейчас водители могут получать по несколько постановлений на одно и то же нарушение. К примеру, если камера фиксирует превышение скорости или отсутствие ОСАГО несколько раз за день, то штраф может приходить за каждый случай фиксированного движения. Новый подход призван устранить эту проблему. Однако для того, чтобы изменения вступили в силу, потребуется время.

Сейчас отсутствие полиса ОСАГО грозит штрафом в размере 800 рублей за первое нарушение и от 3 до 5 тысяч рублей за повторное в течение года. Новая система не отменит самих штрафов, но введет более гуманные правила их начисления. Аксаков предлагает дать возможность автовладельцам не подвергаться многократным штрафам в один день, что, безусловно, снизит напряженность между автомобилистами и государством. Такой принцип уже применяется для некоторых других нарушений, например, одно нарушение скоростного режима в течение суток фиксируется только одним штрафом, если речь идет об одном участке дороги.

При этом внедрение поправок уже сейчас сталкивается с массой трудностей. Правительство России рекомендовало доработать проект, указав на необходимость подготовить инфраструктуру для его внедрения. В частности, требуется качественная модернизация системы «Паутина», объединяющей 30 тысяч дорожных камер, а также создание серверных мощностей, недостаток которых сейчас сильно тормозит развитие цифрового мониторинга на дорогах. Пока что полноценный запуск автоматической проверки полисов ОСАГО через камеры маловероятен до 2026 года. Причины кроются не только в технических аспектах, но и в необходимости доработки законодательной базы.

Важно отметить, что идея автоматической проверки ОСАГО не нова. Еще весной 2025 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству, МВД и Центробанку разработать систему, которая позволила бы автоматически проверять наличие полиса у автомобилистов. Однако, как показывает временная перспектива, задача слишком сложная для оперативного решения. Даже при наличии политической воли и мыслимых сроков, таких как октябрь 2026 года, эксперты сомневаются в скорости внедрения из-за потребности в огромных инвестициях и экспертизе.

Справедливость при наложении штрафов за отсутствие ОСАГО обсуждалась уже не раз. Почему это так важно? Дело не только в том, что водители сэкономят на штрафах за повторные нарушения. Система должна быть прозрачной и предсказуемой. Как профессионал в области автомобильной тематики, я отмечаю, что инициатива Аксакова — это шаг в правильном направлении, но недостаточный для решения всех проблем российского ОСАГО.

На российских дорогах есть острые вопросы, такие как доступность самих страховых услуг. Полис ОСАГО, особенно в крупных городах или для молодых водителей, может быть неоправданно дорогим. А в регионах проблема обратная — не всегда можно найти страховщика, готового продать такой полис. Поэтому просто ужесточение или поправки в КоАП не решат главной задачи: массовости и законопослушности автовладельцев.

Подводя итог, можно сказать, что система штрафов в России нуждается в упрощении и дебюрократизации. Поправки к статье 12.37 КоАП — это шаг, призванный гуманизировать подход к штрафам за отсутствие ОСАГО. Но для их полноценного внедрения предстоит еще многое сделать. Главное, чтобы власти не остановились на полпути, а доработали правовую, техническую и инфраструктурную базу, чтобы к 2026 году автомобилисты увидели реально функционирующую и справедливую систему.

Автосервис кузовного ремонта "Кузов Сибирь"

Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.

+7-913-375-46-60 (Будние дни 9.00 - 19.00)