Беларусь без электричества: почему национальный электромобиль Belgee EX50 так и не отправился в серию

КУЗОВ СИБИРЬ

Беларусь без электричества: почему национальный электромобиль Belgee EX50 так и не отправился в серию

Published 19 августа 2025 г. 12:20 by pasha

Идея создания белорусского национального электромобиля вызывала настоящий интерес в автомобильном мире. Казалось, что проект Belgee EX50 мог стать важным шагом на пути к локализации производства экологически чистого транспорта в стране. Но мечты о серийном выпуске модели остались нереализованными. Почему амбициозный проект, который был представлен публике с большой долей надежды, оказался нерентабельным? Давайте разберемся.

Еще в 2024 году проект электромобиля Belgee EX50 стал своего рода сенсацией. Белорусский производитель внедрил оригинальные электрические решения в популярную платформу Geely Coolray SX11, заменив двигатель внутреннего сгорания мощной электрической установкой, компоненты которой были разработаны местными предприятиями. Однако, несмотря на завершенные исследования и разработку модели, генеральный директор компании «БелДжи» Геннадий Свидерский заявил, что проект будет заморожен и в серию не пойдет.

Причина в экономике. По словам топ-менеджера, проведенный технико-экономический анализ показал, что себестоимость нового электромобиля значительно превышает цены глобальных конкурентов. Такая высокая стоимость объясняется ограниченными объемами производства комплектующих и узкой базой поставщиков, что существенно повысило затраты. В результате, даже при высоких технических характеристиках, автомобиль не смог бы найти достаточного спроса на рынке.

Belgee EX50 мог бы стать примером прогресса белорусской автомобильной промышленности. Его сборка включала местные компоненты, такие как электродвигатель от «Могилевлифтмаш», инвертор с завода «Измеритель» и литий-ионные батареи от «Первой аккумуляторной компании». Мощность мотора составляла 120 кВт (163 л.с.) с крутящим моментом 300 Нм, а максимальная скорость ограничивалась на уровне 130 км/ч. Литий-ионная батарея емкостью 65 кВт*ч обеспечивала запас хода до 400 км. Для своего класса модель предлагала впечатляющие характеристики. Однако главной проблемой стала стоимость производства.

Планы запустить мелкосерийное производство к 2025 году сорвались именно из-за дороговизны агрегатов. Производство таких компонентов для небольшого количества автомобилей неизбежно обходится дороже, чем их массовый выпуск. К сожалению, существующие возможности белорусской промышленности пока не позволяют конкурировать с глобальными игроками, которые располагают масштабными производствами и эффективными логистическими системами.

Проект Belgee EX50 вызывает много размышлений. Почему просторное, технологически оснащенное предприятие не смогло предложить автомобиль, который бы соответствовал запросам рынка? Важно понимать, что создание электромобиля — это комплексный процесс, требующий не только инновационного подхода, но и масштабных инвестиций в развитие инфраструктуры, налаживание кооперации с поставщиками, оптимизацию логистики и производства. Белорусский опыт показывает, что без значительной государственной поддержки или стратегической интеграции с зарубежными партнерами выйти на конкурентоспособный уровень крайне сложно.

Экспертное мнение: проект Belgee EX50 стал еще одним доказательством того, что национальное автомобилестроение требует серьезных усилий по созданию устойчивой экосистемы. Это не только производство машин, но и разработка доступных компонентов, развитие технологий и маркетинга. Возможно, в будущем Беларусь сможет извлечь уроки из этого опыта и привлечь инвестиции, чтобы стать игроком на электромобильном рынке. Но пока подобные инициативы остаются в статусе экспериментов с ограниченными перспективами на международной арене.

Автосервис кузовного ремонта "Кузов Сибирь"

Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.

+7-913-375-46-60 (Будние дни 9.00 - 19.00)