Российский рынок электромобилей переживает кризис: куда движется экологичный транспорт?

КУЗОВ СИБИРЬ

Российский рынок электромобилей переживает кризис: куда движется экологичный транспорт?

Published 9 июня 2025 г. 12:20 by pasha

Снижение популярности электромобилей в России стало одной из самых горячо обсуждаемых тем авторынка в 2025 году. За первые пять месяцев этого года было продано всего 3433 новых электромобиля, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Что стало причиной такого падения и какие перспективы есть у электрической мобильности в стране? Давайте разберемся.

Продажи электромобилей в России начали стремительно снижаться еще с мая 2024 года. Эксперты связывают это с изменениями в законодательстве. С первого апреля прошлого года в России был ужесточен контроль за импортом автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Теперь, если государственные органы находят факты занижения таможенной пошлины при ввозе транспортных средств через ЕАЭС, такая пошлина доначисляется в счет утилизационного сбора. Это новшество сильно ударило по импорту новых автомобилей, включая электромобили, и привело к росту их конечной стоимости на российском рынке. Любопытно, что до ввода этих изменений ЕАЭС обеспечивал около 20% всего импорта новых легковых автомобилей в страну.

Отдельного внимания заслуживает позиция потребителей, которые начали менять свои предпочтения. Самой продаваемой моделью на российском рынке электромобилей в этом году стал Zeekr 001, но даже его продажи упали в четыре раза до 644 единиц. Общая тенденция среди покупателей роскошных автомобилей показывает снижение интереса к электрокарам в пользу последовательных гибридов. Такие машины представляются более удобным решением, поскольку позволяют избежать привязки к инфраструктуре зарядных станций: их батареи подзаряжаются от двигателя внутреннего сгорания прямо в процессе движения. Наиболее яркие примеры можно увидеть у брендов Lixiang и Voyah, которые сделали ставку на гибридные технологии и получили значительный рост продаж.

Не последнюю роль в нынешнем кризисе играют и объективные проблемы с инфраструктурой зарядных станций, находящихся в российских городах и регионах. Электромобили зависят от регулярной зарядки, а с учетом того, что количество станций растет недостаточно быстро, многие потенциальные покупатели рассматривают это как серьезное препятствие.

Как журналист с многолетним опытом в автомобильной отрасли, я считаю, что падение спроса на электромобили — это результат комбинации нескольких факторов. Во-первых, экономические условия и рост цен сильно ударили по потребительской способности. Во-вторых, несмотря на продвижение экологичной повестки, реальная инфраструктурная поддержка электромобильности оставляет желать лучшего. Количество зарядных станций в регионах должно быть увеличено многократно, чтобы повысить удобство эксплуатации электрокаров. Кроме того, сложно игнорировать влияние технологий гибридов, которые предлагают более гибкое решение для российских условий.

Тем не менее, будущее электромобильности в России всё ещё имеет потенциал. Среди новых электрокаров появляются модели с улучшенными характеристиками, и можно ожидать, что с постепенным развитием инфраструктуры и адаптацией законодательства спрос на такие автомобили начнет восстанавливаться. Чтобы вернуть интерес к экологично чистому транспорту, необходимы комплексные меры: стимулирование покупок электромобилей на законодательном уровне, инвестиции в зарядные станции, а также разъяснительная работа среди потребителей.

Российский рынок электромобилей находится на перепутье. Несмотря на нынешний спад, он остаётся одной из перспективных отраслей, особенно с учетом глобального тренда на декарбонизацию. Главное — адаптировать подходы к его поддержке в новых экономических и технологических условиях.

Автосервис кузовного ремонта "Кузов Сибирь"

Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.

+7-913-375-46-60 (Будние дни 9.00 - 19.00)