Published 3 апреля 2025 г. 12:20 by pasha
В последние годы вопрос цен на автомобильное топливо неизменно вызывает широкий общественный резонанс, ведь от цен на бензин и дизельное топливо напрямую зависит не только бюджет автовладельцев, но и положение целых отраслей экономики. Рынок нефтепродуктов всегда был полем битвы между рыночными законами, госрегулированием и глобальными факторами. Так, прошедший год показал значительное изменение маржинальности бизнеса автозаправочных станций (АЗС), что вызвало массу обсуждений. Разберёмся, что происходит на рынке топлива, какие факторы способствовали росту прибыли заправок и что ожидать в будущем.
Прошлый год стал невесёлым моментом для владельцев автозаправочных станций в России: реализация топлива нередко уходила в минусовую рентабельность. Особо тяжёлым был летний и осенний период, на который пришлись значительные убытки от продажи бензина марки АИ-95. В июне убытки достигали 1,2 рубля за литр, а в сентябре — уже 4,2 рубля за литр. Основной причиной резкого падения маржи стало ухудшение баланса спроса и предложения. Увеличившийся спрос на топливо не был обеспечен адекватными объемами производства, что вызвало скачок оптовых цен. Это сделало продажи на АЗС убыточными.
Однако сейчас ситуация разительно изменилась: розничные продавцы топлива возвращают себе прибыль. Исследование компании «Петромаркет» свидетельствует, что чистая маржа при реализации ключевых марок бензина и дизтоплива значительно выросла. Так, по состоянию на конец марта 2025 года средний заработок с каждого литра бензина АИ-95 составил 7 рублей, с АИ-92 — 6 рублей, а с дизельного топлива — 5,8 рубля. Эти цифры — ощутимый скачок по сравнению с концом 2024 года, когда маржинальность была в разы ниже.
Что заставило маржинальность топлива пойти вверх? Основной фактор, согласно аналитикам, — это заметное снижение мелкооптовых цен, по которым АЗС закупают топливо. Это снижение было вызвано выравниванием спроса и предложения, а также работой нефтяных компаний, которые смогли постепенно увеличивать поставки на внутренний рынок. Однако одним лишь снижением закупочных цен дело не ограничилось. Цены на топливо для конечных потребителей также выросли. Например, в Москве на конец марта литр АИ-92 стоил в среднем 57,05 рубля, а литр АИ-95 — уже 63,09 рубля.
Нельзя не упомянуть ещё один важный момент, который окажет влияние на рынок в ближайшие месяцы. По прогнозам экспертов, апрель и май традиционно станут периодом роста оптовых цен на топливо. В это время НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) начинают массовые ремонтные работы, что временно снижает объёмы производства. Кроме того, сезонный рост спроса на автомобильное топливо, вызванный началом сельскохозяйственных работ и туристического сезона, также подогреет цены.
Как профессиональный аналитик, я вижу в этом процессе закономерность: текущий период восстановился после турбулентного прошлого года. Но говорить о том, что ситуация идеальна, ещё рано. Несмотря на рост маржинальности розничной торговли, резкие скачки на рынке продолжают демонстрировать слабость механизма ценообразования. Фактор господства крупных игроков, госрегулирования и ограниченных возможностей малого и среднего бизнеса накладывает отпечаток на общую картину рынка.
Кроме того, скрытой проблемой остаётся социальная реакция на высокие цены на топливо. Рост цен, хотя он и принес прибыль бензиновой рознице, вызывает определённое недовольство у населения, особенно у автовладельцев, чей бюджет растягивается вместе с увеличением ценника на заправке. Баланс между рентабельностью бизнеса и социальной справедливостью — тот самый "золотой грааль", который остаётся сложным для российской топливной индустрии.
В заключение стоит отметить, что рынок автомобильного топлива в России в 2025 году становится зеркалом внутренней экономической ситуации. Повышение маржи — положительный сигнал для игроков индустрии, однако стабильность, а также ценовая доступность для потребителей остаются ключевыми вызовами как для газозаправочного бизнеса, так и для всей отрасли в целом.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)