Кризис на российском авторынке: почему китайские бренды покидают рынок?

КУЗОВ СИБИРЬ

Кризис на российском авторынке: почему китайские бренды покидают рынок?

Published 16 апреля 2025 г. 12:20 by pasha

Автомобильный рынок России переживает серьезные трансформации, которые могут значительно изменить его ландшафт в ближайшие годы. Последствия экономического кризиса и сложностей, с которыми сталкиваются автопроизводители, особенно заметны на примере китайских автомобильных брендов. Что происходит, почему эти марки теряют свои позиции и какие выводы можно сделать из происходящего? Разберем все ключевые аспекты этой ситуации.

Китайские автопроизводители в России долгое время демонстрировали устойчивый рост продаж, благодаря доступным моделям, широкому выбору и привлекательным ценам. Однако спад спроса, вызванный экономической нестабильностью, ростом ставок по автокредитованию и насыщением складов, создаёт значительные челленджи даже для таких крупных игроков на рынке. Многие китайские бренды могут покинуть российский рынок уже в ближайшее время, и это ставит вопросы не только перед дилерами, но и перед потребителями.

Проблемы, которые заставляют бренды уходить

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в 2025 году российский рынок может лишиться до десяти китайских автопроизводителей. Среди наиболее уязвимых брендов называют Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG. Такие марки, как Bestune и Kaiyi, уже значительно сократили количество своих дилерских центров – на 26 и 20 соответственно только за первый квартал текущего года.

Финансовое содержание автосалонов и сервисного обслуживания стало непосильным для меньших игроков. Например, по данным «Альфа-Лизинга», дилеру требуется порядка 860 тысяч рублей ежемесячно на содержание станции техобслуживания. Когда продажи сводятся к 1-2 автомобилям в месяц, рентабельность такого бизнеса становится практически нулевой. Даже у брендов, таких как Skywell, SWM и Haima, за шесть месяцев средний показатель продаж не превышает 20 автомобилей.

Ситуация на авторынке: статистика и тенденции

Статистика подтверждает эти тревожные тенденции: количество салонов китайских брендов сократилось на 87 с начала года и упало до 2,7 тысячи. За первый квартал 2023 года закрылось 213 дилерских центров – это в три раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом новое открытие шоурумов идёт значительно медленнее: за тот же период появилось лишь 124 новых точки.

Все эти данные говорят о системных проблемах, которые затрагивают не только локальных дистрибьюторов, но и общую стратегию китайских автопроизводителей в России. Долгосрочная устойчивость работы на рынке зависит от инвестиций, которые компании готовы вкладывать, а также от способности адаптироваться под быстро меняющиеся условия.

Под угрозой ли доверие потребителей?

Уход китайских брендов может существенно повлиять на автолюбителей, которые уже выбрали такие машины или планировали их покупку. С одной стороны, это вызовет ухудшение качества постпродажного обслуживания из-за закрытия сервисных центров. С другой стороны, рынок может лишиться доступных и качественных автомобилей, что в условиях ограничения конкуренции в сегменте бюджетных моделей увеличит стоимость владения автомобилем.

К тому же, для покупателей, особенно в новых экономических реалиях, сохранение подтверждённой гарантии и технической поддержки имеет огромное значение. Закрытие брендов может привести к снижению ликвидности этих автомобилей и дальнейшему усложнению их перепродажи.

Экспертное мнение

Сегодня российский автомобильный рынок сталкивается сразу с несколькими вызовами – от ужесточения макроэкономической ситуации до изменения логистических цепочек и спроса со стороны потребителей. Уход китайских брендов на фоне этих проблем – это тревожный сигнал, который может ударить не только по дилерам, но и по всему рынку.

Для сохранения присутствия китайским маркам необходимо пересмотреть свои бизнес-модели и стратегию. Возможно, стоит сделать акцент на сокращении ассортимента и повышении качества послепродажного обслуживания. Вышли бы китайские автопроизводители с более продуманной политикой дистрибуции и маркетинга, это могло бы спасти ряд позиций на рынке. Например, внедрение гибридных или электромобилей по доступным ценам позволило бы отыграть часть спроса в определённых сегментах.

Вместе с тем, российским автодилерам стоит работать над улучшением логистики и сервисного обслуживания, а также сотрудничать с брендами, обеспечивающими лучшие условия финансирования и поддерживающими у потребителей высокий уровень доверия.

И хотя выход с рынка некоторых игроков неизбежен, это может стать стимулом для повышения качества в отрасли. Важно, чтобы на смену менее успешным брендам приходили те, у кого есть потенциал на долгосрочное развитие и желание строить стабильные отношения с российскими потребителями.

В конечном итоге, успех любого автопроизводителя зависит от шагов, которые он предпринимает для адаптации к текущим условиям, а также от того, насколько эффективно он может учитывать потребности современных покупателей.

Автосервис кузовного ремонта "Кузов Сибирь"

Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.

+7-913-375-46-60 (Будние дни 9.00 - 19.00)