Электромобильный спад: почему российский рынок "зеленых" машин теряет обороты?

КУЗОВ СИБИРЬ

Электромобильный спад: почему российский рынок "зеленых" машин теряет обороты?

Published 16 апреля 2025 г. 12:20 by pasha

В 2024 году российский рынок электромобилей демонстрировал внушительный рост, увеличившись более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Однако уже в 2025-м этот сегмент уверенно пошел на спад. Резкий обвал интереса к электротранспорту и снижение продаж стали серьезным вызовом для автопроизводителей и дилеров, работающих в этой нише. Мы разберем, что произошло с рынком электромобилей в России, какие марки столкнулись с трудностями, и что ждет отрасль в будущем.

Российский рынок электрокаров: подъем и резкий спад
2024 год закончился на позитивной ноте: рынок электромобилей достиг впечатляющих 17 805 проданных экземпляров, что стало возможным благодаря популярности китайских моделей, ввозимых через параллельные схемы. Лидером стал премиальный бренд Zeekr, нашедший 7623 покупателя. Однако с началом 2025 года ситуация резко изменилась. В первом квартале новым владельцам было передано лишь 1854 автомобиля, что вдвое меньше, чем в последнем квартале прошлого года.

Причин сокращения продаж несколько. Во-первых, с января 2025 года утильсбор на электромобили увеличился в 20 раз, достигнув суммы в 667 400 рублей. Это сделало закупки новых авто через официальные каналы либо параллельный импорт финансово невыгодными. Во-вторых, эффект наложило ужесточение регуляций, запретивших ввоз из Китая ряда моделей с начала февраля 2024 года, что фактически оставило покупателей без новых поставок до конца года.

Местные игроки: неоднозначные результаты
Особенно интересно взглянуть на российских производителей и что с ними стало в новом рынке. Например, успех модели Москвич 3е был коротким. Если в конце 2024 года эта модель переживала позитивный рост, то уже в первом квартале 2025 года рынок показал спад настолько глубокий, что объем продаж сократился с 727 до всего лишь 103 машин. Причем львиная доля покупателей – юридические лица, что иллюстрирует отсутствие массового потребительского интереса.

Другой российский конкурент — Evolute. Объемы выпуска гибридов позволили компании увеличить общие продажи, но в части электромобилей дела идут хуже. После незначительных успехов конца 2024 года уровень продаж падал: в первом квартале 2025 года было реализовано всего 164 электромобиля, большинство из которых также оказалось произведено еще в предыдущие годы.

Ситуация с «Автотором», производителем из Калининграда, выглядит еще слабее: меньше двух десятков проданных автомобилей за квартал – это результат, говорящий сам за себя.

Китайские бренды: кто на вершине?
Неожиданным героем оказался бренд Avatr, чьи продажи показали хороший результат на фоне общего спада. С января по март было реализовано 193 автомобиля, что превосходит показатели большинства конкурентов. Здесь сказалась свежесть бренда на российском рынке и предложение востребованных кроссоверов.

А вот другие китайские бренды теряют позиции. Ora, когда-то пользовавшаяся популярностью, еле нашла 133 новых владельца в первом квартале 2025 года – вдвое меньше, чем кварталом ранее. Skywell, еще недавно способный составить конкуренцию, практически исчез с рынка: всего шесть проданных машин за три месяца.

Прежние лидеры мирового уровня, такие как Tesla, BMW и Mercedes-Benz, уже давно покинули вершину российского рынка электромобилей. Tesla, например, продала всего 55 автомобилей за первый квартал, а другие именитые бренды фиксируют еще более низкие показатели.

Кризис или перестройка? Экспертное мнение
Сомнений нет: российский рынок электромобилей переживает не лучшие времена. Резкое увеличение утильсбора, ограничения на ввоз, отсутствие стимулирующих мер поддержки со стороны государства и падение покупательской способности населения – все это стало факторами торможения сегмента.

Тем не менее, стоит отметить и структуру спроса. Большинство россиян пока выбирают традиционные автомобили или гибриды. Даже те, кто готов присмотреться к электрокарам, сталкиваются с высокими ценами и отсутствием современной зарядной инфраструктуры в большинстве регионов.

Будущее рынка электромобилей России будет зависеть от стратегических решений, как на уровне государства, так и со стороны производителей. Смелая поддержка в виде программ субсидий на покупку электромобилей, развитие зарядной сети и снижение таможенных пошлин могли бы дать сегменту импульс для новой фазы роста. Соответственно, пока российский рынок «зеленых» автомобилей стоит перед вызовами, его развитие потенциально способно стать историей феноменального восстановления.

Автосервис кузовного ремонта "Кузов Сибирь"

Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.

+7-913-375-46-60 (Будние дни 9.00 - 19.00)