Published 11 апреля 2025 г. 12:20 by pasha
Автомобильный рынок в России переживает не лучшие времена. Лизинговые компании оказались перед новой реальностью: на их складах скопилось рекордное количество нереализованных автомобилей. Этот факт становится тревожным симптомом для отрасли, подчеркивающим текущее экономическое положение. В материале мы разберем причины сложившейся ситуации, последствия для участников рынка и предложим экспертную оценку дальнейшего развития событий.
По данным на апрель, на складах лизинговых компаний в России находится около 30 тысяч автомобилей, почти половина из которых — грузовые машины. Такие цифры, опубликованные в издании «Коммерсантъ», действительно привлекают внимание, ведь раньше такие объемы запасов были редкостью. Что привело к этой ситуации и почему грузовики особенно сильно проигрывают?
Одной из ключевых причин роста складских остатков стало ухудшение платежеспособности бизнеса. Повышение кредитных ставок сделало лизинг более дорогой опцией, тогда как рост цен на технику, вызванный увеличением утилизационного сбора, оказал дополнительное давление. В результате многие компании не осиливают платежи, а лизинговые машины нередко изымаются обратно и попадают в категорию нереализованных активов. Как отмечает специалист агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев, объем изъятий на балансах лизингодателей за 2024 год утроился.
Что делать с таким количеством неликвидного транспорта? Отдельные компании избрали путь активных распродаж: например, крупный игрок рынка «Газпромбанк Автолизинг» приступил к созданию собственных точек для продажи изъятых автомобилей. Однако, чтобы эффективно продать технику, требуется грамотная оценка её рыночной стоимости – процесс, который требует времени, ресурсов и понимания потребностей клиентов.
Стоит также обратить внимание на структуру изъятых активов. Грузовой транспорт, будучи крупнейшей категорией в структуре складских остатков, свидетельствует о сложностях в грузоперевозках. Экономический спад, влияние внешнеполитических факторов и сокращение объемов перевозок – всё это, по мнению экспертов, влияет на спрос на грузовые автомобили. Компании чаще выбирают более экономичные или уже имеющиеся у них варианты, что еще сильнее снижает спрос на новые или финансово обремененные по лизингу машины.
С точки зрения отраслевого специалиста, накопление запасов указывает не только на временные экономические сложности, но и на необходимость системных изменений внутри самого лизингового рынка. Компании должны адаптироваться к новым реалиям через снижение издержек, оптимизацию условий лизинга и внедрение более гибких предложений, например, программ короткосрочной аренды. Кроме того, возможно, стоит обратить внимание на вторичный рынок: реструктуризация избыточных активов через перепродажи поддержит циркуляцию автомобилей и снизит давление на компании.
Для конечного пользователя на рынке эта ситуация может иметь ряд интересных последствий. На фоне роста запасов техники клиентам стоит ожидать выгодных предложений и дисконтных распродаж. Тем не менее, следует учитывать, что экономия на стоимости может быть нивелирована высокими затратами по обслуживанию и налоговым обременением новых автомобилей.
Проблемы лизинговых компаний с избыточными запасами на складах — это тревожный сигнал для рынка. Текущая ситуация подчеркивает как низкую готовность бизнеса к нынешним вызовам, так и общий спад экономической активности. Будущие шаги, включая оптимизацию процессов, гибкие финансовые решения и стратегии распродаж, станут критически важными для восстановления баланса и поддержания надежности лизинговых операций в России. В любом случае, рынок стоит перед глубокими изменениями, которые могут задать новый вектор развития автомобильной отрасли.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)