Published 4 марта 2025 г. 12:21 by pasha
Дискуссии о штрафах за превышение средней скорости вновь набирают обороты в России. Ямало-Ненецкий автономный округ и Вологодская область стали последними, кто предложил вернуть эту меру, которая была отменена два года назад. Однако, как показывает практика, такой шаг может столкнуться с множеством юридических и организационных проблем. Какие аргументы стоят за и против этого решения, и как это может сказаться на дорожной безопасности, мы разберем в данной статье.
В 2021 году практика штрафования водителей за превышение средней скорости была остановлена после решения Верховного суда, который посчитал недопустимым определять место нарушения по участку дороги, а не по конкретной локации. С тех пор различные ведомства работают над тем, чтобы разрешить возникшую правовую коллизию. В этом году Минтранс России предложил изменения в правила дорожного движения, однако попытки были неуспешными, и Минтранс заявлял о своем сопротивлении восстановлению штрафов за превышение средней скорости.
Тем не менее, многие региональные власти, такие как Московская область и Татарстан, не отказываются от идеи и продолжают продвигать инициативы по возвращению штрафов. Ямало-Ненецкий автономный округ с предложением о введении эксперимента по контролю средней скорости прогрессирует дальше. В рамках этого эксперимента планируется детализировать процесс определения времени и места нарушения, хотя до сих пор остается неясным, будут ли зафиксированы штрафы в тестовом периоде.
Вологодская область также подготовила проект, согласно которому на определенном участке дороги длиной до 200 км без дорожных работ будут применяться штрафы за превышение средней скорости. Вместе с тем, предложенные инициативы встретили противоречивое отношение со стороны правительственной комиссии. Она утверждает, что текущие правила дорожного движения не содержат определения для средней скорости и не регулируют ее соблюдение. Это ставит под сомнение возможность применения новых инициатив, особенно в свете предыдущего решения Верховного суда.
Вопрос о целесообразности возвращения штрафов за превышение средней скорости в конечном счете сводится к реальной необходимости таких мер для повышения безопасности на дорогах. Например, применение технологии контроля средней скорости может значительно повысить уровень дисциплины среди водителей, однако это должно быть сделано в рамках четкой правовой базы, соответствующей действующему законодательству.
Кроме того, стоит отметить, что региональный эксперимент — это не всегда панацея. Успех подобного контроля зависит как от технической стороны вопроса, так и от готовности водителей соблюдать новые правила. Эффективная коммуникация между государственными органами, правоохранительными учреждениями и обществом является необходимым условием для формирования позитивного отношения к новой практике.
На мой взгляд, вернуть штрафы за превышение средней скорости — это решение, требующее тщательной проработки и учета мнения всех заинтересованных сторон. Нельзя забывать, что повышения безопасности на дорогах можно достичь только через комплексный подход: от применения технологий контроля до образовательных кампаний для водителей.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)