Published 4 февраля 2025 г. 12:21 by pasha
На повестке дня — законопроект, который уже привлек внимание широких кругов и может кардинально изменить ситуацию с выплатами по обязательному страхованию автогражданской ответственности в России. Вопрос о защите прав автовладельцев и пострадавших в дорожных происшествиях становится все более актуальным, особенно когда речь заходит о виновниках аварий, не имеющих полиса ОСАГО. Рассмотрим, какие изменения предлагает группа депутатов во главе с Ярославом Ниловым от ЛДПР и как это может отразиться на страховом рынке.
Данный законопроект, внесенный в Госдуму, подразумевает корректировку механизма выплат по ОСАГО в случае ДТП, если виновником является незастрахованный водитель. В настоящее время пострадавший автомобилист может обратиться за компенсацией только на ущерб здоровью и жизни в фонд Российского союза автостраховщиков (РСА). Однако ущерб собственному автомобилю приходится возмещать в судебном порядке, что значительно усложняет процесс и не всегда приводит к успешному результату.
Одной из ключевых доработок этого законопроекта является расширение механизма выплат. Теперь, если он вступит в силу, пострадавшие также смогут получать компенсации за ущерб своему имуществу — то есть за поврежденные автомобили. Это решение потенциально облегчит финансовую нагрузку на автовладельцев, которые попали в неприятную ситуацию.
Тем не менее, многие игроки на страховом рынке, включая РСА, выражают обеспокоенность относительно предлагаемых изменений. Согласно их расчетам, если законопроект войдет в силу, расходы фонда на компенсации могут увеличиться на 16-17 миллиардов рублей ежегодно. При этом регрессные иски, с помощью которых страховые компании пытаются вернуть средства с виновников аварий без полиса, способны вернуть лишь 6% от суммы, выплаченной за здоровье пострадавших.
Ярослав Нилов полагает, что страховые компании намеренно занижают свои возможности, утверждая, что у них имеется достаточно резервов для покрытия возможных убытков. В этом контексте он также обозначил всю разницу между сбором и выплатами по ОСАГО в 2023 году, составившую 123 миллиарда рублей. Этот момент поднимает вопрос о прозрачности расчетов и наличии резервов у страховщиков.
Однако, инициатива не нашла поддержки у регуляторов — Центробанка и Минфина, которые ожидают, что законопроект может привести к подорожанию полисов ОСАГО и не способствует повышению уровня дисциплины среди водителей в соблюдении обязательства по покупке «автогражданки».
Как видим, обсуждение этого законопроекта открывает множество ключевых вопросов, связанных не только с финансовыми аспектами, но и с формированием культуры дорожного движения в стране. В условиях растущего числа незастрахованных водителей необходимо не только дорабатывать механизмы компенсаций, но и усиливать контроль за соблюдением законодательства о страховании. Принятие такого законопроекта может стать важным шагом к улучшению ситуации на дорогах и в страховом секторе.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)