Published 5 декабря 2025 г. 12:20 by pasha
Современный мир автомобиля находится на пороге серьезных изменений — особенно это касается сегмента средне- и тяжелотоннажных автомобилей. Хотя пикапы и легкий коммерческий транспорт всегда были на слуху, медленно, но уверенно надвигаются вызовы, которые меняют всю картину крупного коммерческого транспорта. Приходящее понимание этих тенденций стало лейтмотивом недавней конференции РОАД в Москве.
Согласно вице-президенту РОАД Виталию Киселеву, за последнее десятилетие парк среднетоннажных автомобилей в России стремительно сокращался. Если в 2016 году их насчитывалось 2,3 миллиона единиц, то в 2025 году их уже всего 1,727 миллиона. Причем средний возраст этих транспортных средств продолжает увеличиваться, достигая почти 28 лет. Особняком стоят спецтехника и самосвалы со средним возрастом эксплуатации в 32 года, что говорит о значительном износе и необходимости обновления.
На фоне таких показателей ситуация в сегменте тяжелых грузовиков выглядит еще более тревожно. Согласно отчету от "Глобал трак сервис", китайские компании сократили свою долю на рынке с 60 до 53%, тогда как присутствие российских брендов увеличилось с 28 до 38%. Тем не менее, общее количество сделок за последний год сократилось практически наполовину. Вопреки известным тенденциям, после небольшого оживления в октябре последовал значительный спад в ноябре, который продолжался до конца года.
На первый взгляд, 2023 год стал успешным для продавцов торгового сегмента тяжелых грузовиков с пиковыми продажами в 125,7 тысячи единиц. Однако, уже в следующем году на складах сложился избыток техники, и это вызвало серьезные финансовые трудности — продажи происходили в убыток. Китайские производители стоят перед дилеммой: бороться с отрицательной маржей при условиях агрессивной ценовой политики.
Такая ситуация вынуждает многих клиентов искать альтернативы в виде отозванных с лизинга машин, которые значительно дешевле новых, но периодически необходимы обновления. Это становится возможным благодаря тому, что на складах в Китае остаются тысячи грузовиков, предназначенных для России, которые могли бы быть конкурентоспособными даже после повышения утилизационного сбора в 2026 году.
Сейчас рынок грузовиков оценивают как крайне нестабильный, и, если ситуация в геополитическом аспекте не изменится, эксперты прогнозируют тяжелые времена, в которых модернизация автопарка станет практически невозможной.
По мнению участников конференции РОАД, сбыт в сегменте HCV в ближайшее время будет держаться на уровне 4 тысяч машин в месяц, что в два с половиной раза меньше, чем в 2023 году. Это подчеркивает крупные риски для участников корпоративного сектора.
Отдельно стоит отметить лидеров рынка: российская компания КАМАЗ сохраняет лидирующие позиции с долей 30,1%, однако китайские бренды также активно борются за место под солнцем.
Таким образом, рынок средне- и тяжелотоннажного транспорта в России требует срочных изменений и адаптации к новым экономическим условиям, а отрасль в целом нуждается в стратегическом переосмыслении для обеспечения устойчивого развития в будущем.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)