Published 17 ноября 2025 г. 12:20 by pasha
В последние недели на границах России с Китаем и Казахстаном наблюдаются значительные скопления автовозов. Эта ситуация обусловлена стремлением россиян ввезти автомобили из-за рубежа по текущим ставкам утилизационного сбора, которые изменятся с 1 декабря. По новым правилам, расчёт этого сбора будет значительно пересматриваться в сторону увеличения для автомобилей, чьи двигатели обладают мощностью более 160 лошадиных сил.
По информации издания «Коммерсантъ», в настоящее время на российских границах находится порядка трёх-четырёх тысяч загруженных автовозов. Особо напряжённая ситуация наблюдается на границе между Казахстаном и Китаем. Эта проблема затрагивает как официальных дилеров, так и частных импортеров, для которых процесс пересечения границы стал серьёзным испытанием.
В условиях высоких очередей на границе возникает своеобразная практика — платная очередь. Электронные очереди, которые бронируются ботами, стоят дополнительных денег для освобождения места. Однако это лишь часть проблемы. На границе между Казахстаном и Россией меры безопасности были усилены в связи с угрозами диверсий, что привело к еще более строгому контролю грузов.
Представители компании «Автодом» подчеркивают, что наиболее сложная ситуация сложилась на участках границ, где оформляются машины для ввоза физическими лицами. Евгений Житнухин, операционный директор компании Fresh, также отмечает, что весь процесс доставки и таможенной очистки автомобилей замедлился на треть по сравнению с предыдущими месяцами.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, только с начала ноября через автомобильные пункты Приморского края в Россию приехало 1007 автовозов с 5528 машинами, что почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Показательно, что предыдущий месяц, октябрь, стал исторически рекордным по объёму ввоза автомобилей через Владивосток. Такой всплеск активности свидетельствует о растущем напряжении среди российских потребителей, которые стараются опередить повышение утилизационного сбора.
Из моего опыта, подобные изменения в налоговой и таможенной политике всегда вызывают значительные колебания на внутреннем рынке автомобилей. Это и стремление автолюбителей приобрести «новичков» по дешевле, и желание дилеров набрать впрок машины, чтобы сохранить конкурентоспособную цену уже после повышения сборов. Следовательно, ситуация на границах — это отражение мгновенной реакции рынка на предстоящие изменения, что, как правило, ожидаемо, но не всегда в полной мере контролируемо.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)