Published 7 января 2025 г. 12:21 by pasha
2025 год обещает стать переломным для российского автопрома, особенно в сегменте электромобилей. Снимается завеса над вызовами, стоящими перед компаниями-производителями электрокаров из-за новых требований Минпромторга. В рамках недавнего автосалона в Москве, который прошел в декабре, мы обсудили эти изменения с представителями ключевых компаний, занимающихся разработкой и производством электромобилей.
С вступлением в силу постановления правительства РФ № 719, компании теперь обязаны обеспечивать использование российских высоковольтных аккумуляторных батарей. Это условие вступает в действие с 2025 года и связано с начислением локализационных баллов, которые необходимы для получения компенсации утилизационного сбора. Существенное увеличение этого сбора до 667 400 рублей на электромобили в возрасте до трех лет подчеркивает важность этого нового регламента для производителей, таких как «Автотор» и «Моторинвест».
Данная ситуация ставит под вопрос, какие высоковольтные аккумуляторы можно считать произведенными в России. Как указывается в постановлении № 719, для получения статуса «российской» аккумуляторной батареи, производитель должен иметь права на конструкторскую документацию и обеспечить наличие сервисного центра. Однако самым критичным фактором является то, что ячейки, из которых складываются аккумуляторы, должны производиться на российской территории. К сожалению, на данный момент отечественная индустрия не располагает необходимыми технологиями и компетенциями для организации их производства.
Аналогичные требования предъявляются и к аккумуляторным ячейкам. С 2025 года ячейка батареи будет считаться произведенной в России только в том случае, если она наберет не менее 800 локализационных баллов. За различные этапы производства предусмотрены разные баллы, при этом самой «ценной» является позиция, связанная с нанесением анодных и катодных материалов на электродную ленту.
Несмотря на строгость этих требований, представители компаний на автосалоне сообщили, что в Минпромторге понимают сложность ситуации. Основным компромиссом могло бы стать признание батарей российскими, если хотя бы их корпус будет произведен на территории страны, даже если сами ячейки будут импортированы из-за границы.
Что касается условий реализации данных норм, существует вероятность, что интерпретация термина «с 2025 года» может быть широкой, что даст производителям возможность быстрее адаптироваться к новым условиям.
В целом, говорить о выпуске качественных батарей, полностью отвечающих требованиям постановления, в полном объеме на текущий момент преждевременно. Однако в 2025 году производители могут начать применять «собственные» аккумуляторы, но с большой вероятностью это будут лишь корпусированные разработки с использованием китайских ячеек.
Таким образом, будущее российского автопрома в сфере электромобилей зависит от быстрой адаптации к новым производственным условиям и созданию новых цепочек поставок. Время покажет, сможет ли отечественный рынок преодолеть эти барьеры или станет зависимым от импорта.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)